Оценка бизнеса
Бизнес – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При оценке бизнеса объектами оценки могут выступать акции, паи в паевых фондах производственных кооперативов, доли в уставном (складочном) капитале, имущественный комплекс организации или его часть как обособленное имущество действующего бизнеса.
Основные цели проведения оценки бизнеса:
- покупка/продажа акций;
- увеличение эффективности деятельности предприятия;
- принятие решения об инвестировании;
- реструктуризация и диверсификация;
- разработка стратегических планов.
Основные ситуации, когда необходима оценка бизнеса:
- продажа бизнеса;
- переоценка основных средств;
- выпуск акций, изменение структуры и руководства предприятия, реорганизация;
- угроза банкротства, а также падение прибыли и ухудшение финансового состояния;
- кредитование под залог активов;
- страхование Компании.
На основании специфики конкретного бизнеса оценщик выбирает набор методов и процедур для определения его стоимости. Например, для определения рыночной стоимости небольшой фирмы, оказывающей туристические услуги, основным является доходный подход; а для крупного сельскохозяйственного предприятия – затратный.
Основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса:
- полезность бизнеса для владельца: характеристики дохода (величина и время получения дохода) и риски, связанные с его получением;
- нематериальные активы, имидж предприятия на рынке, наличие наработанной базы постоянных клиентов/партнеров;
- правовые ограничения для вида бизнеса;
- финансовое положение предприятия;
- количество и состав основных фондов производства (основных средств);
- кадровый состав предприятия.